Как правильно обслуживать сервер

Обновлено Обновлено: Опубликовано Опубликовано:

Обслуживание сервера — это комплекс мер, направленных на обеспечение безотказной работы сервисов, которые работают на данном сервере, а также увеличение срока службы серверного оборудования. Для поддержания бесперебойной работы или минимизации сбоев необходимо выполнить работы, по крайней мере, в двух направлениях — поддержка работоспособности аппаратной части и безошибочной работы программного обеспечения (ПО).
 

1. Техническое обслуживание оборудования

Сервера в стойке

  1. Электропитание. Необходимо убедиться в наличии источника бесперебойного питания (ИБП) и достаточном уровне заряда его аккумулятора. Желательно, чтобы ИБП мог отправить сигнал на выключение сервера, если заряда осталось очень мало.
     
  2. Пыль. Время от времени, необходимо чистить сервер от скопившейся пыли. Для этого рекомендуется использовать баллончики со сжатым воздухом. Особое внимание стоит уделить кулерам.
     
  3. Индикация. Визуально осмотреть сервер — если какой-либо из аппаратных компонентов работает со сбоем, можно увидеть горящую красную лампочку. Чаще всего выходят из строя жесткие диски. Необходимо вовремя заметить проблему, чтобы успеть выполнить замену комплектующих и избежать потери данных.
     
  4. Серверное помещение. В помещении, где находится серверное оборудование, должна быть невысокая температура воздуха — следите за работой системы кондиционирования. В помещении должно быть чисто.
     

2. Обслуживание программного обеспечения

Человек с ноутбуком в серверной

  1. Установка обновлений. Они содержат исправления критических ошибок, а также новые возможности. Правильно, сначала устанавливать обновления на тестовом сервере, чтобы проверить их корректность. В противном случае, можно навредить системе.
     
  2. Проверка безопасности. Включает поиск обновлений безопасности системы и их установку. А также поддержание актуальности антивирусных баз и запуск сканирования на вирусы (желательно одноразовым антивирусом, например CureIt).
     
  3. Чтение системных журналов (логов). Самый лучший способ устранить проблему — не допустить ее. С помощью журналов можно отследить все ошибки и предупреждения, которые происходят в системе и предотвратить серьезные последствия. Необходимо обратить особое внимание на системные логи и сообщения критически важных приложений.
     
  4. Выполнение оптимизации. Во время обслуживания сервера, необходимо просматривать счетчики производительности для поиска процессов, которые перегружают систему. Также необходимо чистить систему от временных файлов, выполнять дефрагментацию диска и его логическую проверку.
     
  5. Проверка состояния жестких дисков. Дисковые накопители, по двум причинам, являются одним из важнейших объектов проверки — во-первых, на них самое ценное — данные, во-вторых, они часто выходят из строя. Необходимо проверять состояние поверхности диска с помощью специализированных утилит, например HD Tune.

Windows и Linux — в чем разница поддержки

Как правило, принципиальных различий в обслуживании серверов на базе Windows и Linux нет. Отличаются только команды, инструменты и их внешний вид. В Windows больше работаем мышкой, в Linux — клавиатурой.

Вот небольшой список различий, на которые стоит обратить внимание:

  • Linux нужно реже перезагружать после установки обновлений. Это важно учитывать для Windows и обновлять систему в нерабочее время.
  • Системы на базе Linux меньше подвержены вирусным атакам и взломам. Однако не стоит расслабляться — вирусы все-таки есть и предусмотреть это стоит. Таким образом, не стоит исключать из регламента антивирусную проверку — просто в системах Windows это нужно делать почаще.

3. Как принять в обслуживание сервер

Процесс передачи сервера

В независимости, передал ли сервер другой специалист или Вы его видите впервые, действия должны быть следующие:

  1. Для доступа к системе получаем логин и пароль и меняем последний. Также не лишним будет сменить пароли всем учетным записям с привилегиями администратора. Если данных для авторизации нет, необходимо выполнить сброс пароля.
     
  2. Выполняем аудит ранее установленного программного обеспечения. Если обнаружено ПО для удаленного управления, удаляем или меняем данные для аутентификации.
     
  3. Проверяем планировщик заданий (в Windows) и cron (в системах на базе UNIX). Изучаем, что именно запускается и отключаем все лишнее и противоречащее безопасности.
     
  4. Выполняем действия по обслуживанию аппаратной и программной частей, описанные в данной инструкции выше (1-й, 2-й пункты).
     

4. Мониторинг и резервное копирование

Мониторинг и проверка резервных копий

Две неотъемлемые составляющие профессионального подхода к обслуживанию серверов.

Мониторинг

Рекомендуется использовать выделенную систему мониторинга, при использовании 10 серверов и более.

В первую очередь, необходимо мониторить сетевую доступность оборудования. Если мониторинг позволяет, также стоит проверять статусы служб, коды ответов на запросы, наличие свободного дискового пространства.

Резервное копирование

В рамках периодического обслуживания сервера, важно проверять своевременное создание резервных копий, но что важнее — возможность восстановить из них данные.
 

5. Составление регламента

Регламент по обслуживанию серверов

Для профессионального обслуживания серверного оборудования, необходимо заранее оговорить порядок проведения работ, другими словами — составить регламент. Он должен включать перечень выполняемых операций и частоту их выполнения. Также, в документе можно прописать скорость реагирования на возникающие проблемы.

Пример регламента для обслуживания серверов

Описание работ Периодичность
Тестирование ИБП 2 раза в год
Чистка от пыли 2 раза в год
Проверка состояния (индикации) 1 раз в месяц
Проверка серверного помещения 1 раз в месяц
Проверка обновлений безопасности 1 раз в неделю
Проверка обновлений системы и программного обеспечения 1 раз в месяц
Чтение журналов системы 1 раз в месяц
Чистка диска от временных данных 2 раза в месяц
Выполнение дефрагментации накопителей 4 раза в год
Проверка целостности дисковой системы 1 раз в квартал

6. Удаленное обслуживание

Удаленная поддержка и обслуживание сервера

При таком варианте поддержки не получится выполнить задачи 1-о пункта. В таком случае есть три варианта:

  1. Заказчик обслуживает оборудование собственными силами.
     
  2. Исполнитель организовывает командировки.
     
  3. Исполнитель находит подрядчика для выполнения работ по обслуживанию оборудования.
# Серверы # Windows # UNIX
Дмитрий Моск — частный мастер
Был ли полезен этот ответ?

Да            Нет