Черный экран при загрузке Windows

Обновлено Обновлено: Опубликовано Опубликовано:

Описание

При загрузке Windows (после логотипа или входа в учетную запись) появляется пустой черный экран (или черный экран с курсором мыши).

Проблема актуальная для всех используемых версий Windows от XP до 10.

Причина

  1. По умолчанию, выбран неправильный монитор.
  2. Неудачная установка обновлений Windows или драйвера видеокарты.
  3. Агрессивное поведение антивирусной системы.
  4. Повреждение файла explorer.exe или его автозапуска.
  5. Конфликт программного обеспечения.

Решение

Обратите внимание на похожие симптомы.

  • Если мы наблюдаем черный экран сразу при включении компьютера (на мониторе не появляется заставка Windows или БИОС), переходим к статье Не включается компьютер.
  • Если загрузка зависает до заставки операционной системы, возможно, с мигающим курсором (знаком подчеркивания), проблема может быть в дисковом накопителе или загрузчике. Подробнее в инструкции Загрузка компьютера зависает на начальной заставке или черном фоне с мигающим курсором.
  • Если перед нами загружается меню на черном фоне, пробуем выбрать обычную загрузку Windows.
  • Если на черном фоне есть текст с кодом ошибки, необходимо изучить ее, воспользовавшись поисковой системой.

Ниже представлены решения для ситуации, когда Windows загрузилась, но вместо рабочего стола мы видим пустой черный экран без надписей и текста (может присутствовать только стрелка курсора мыши).

Так как на экране ничего не отображается, большинство описанных ниже решений выполняется в безопасном режиме или в командной строке. Последнюю можно вызвать, нажав комбинацию Ctrl + Shift + Esc - Файл - Запустить новую задачу.

1. Перезагрузка или ожидание

Перед тем, как приступить к решению, попробуйте следующее:

  • еще раз перезагрузить компьютер — вполне возможно, проблема решится.
  • подождать, часа 2-3 — система может начать проверку состояния без отображения процесса на экране, из-за чего и складывается впечатление, что она не загрузилась корректно.

2. Переустановка драйвера видеокарты

Если проблема началась после установки/обновления драйвера для видеокарты, запускаем компьютер в безопасном режиме и пробуем удалить драйвер видеокарты. Для этого заходим в Диспетчер устройств (команда devmgmt.msc) - раскрываем Видеоадаптеры - удаляем используемый адаптер:

После перезагружаем компьютер и устанавливаем новый драйвер.

3. Восстановление системных файлов

В результате потери части файлов операционной системы, она может работать нестабильно, в частности, не загружать проводник, оставив нас с черным экраном.

Для проверки системы на наличие файлов с повреждениями или их отсутствие запускаем командную строку от имени администратора и вводим команду:

sfc /scannow

Если проверка покажет ошибки и не сможет их исправить, выполним команду:

DISM.exe /Online /Cleanup-image /Restorehealth

4. Несколько дисплеев и монитор по умолчанию

а) Нажимаем комбинацию WIN + P — справа откроется окно выбора режима работы нескольких дисплеев. Пробуем выбрать Только экран компьютера или Только второй экран:

б) При использовании нескольких мониторов, пробуем отключить все, кроме основного и перезагрузить компьютер. Если изображение появится, проверяем настройку основного дисплея.

в) Открываем диспетчер устройств (команда devmgmt.msc) - в разделе Мониторы удаляем монитор:

... и перезагружаем компьютер.

5. Откат системы

Может помочь откат системы. Подробнее в статье Как сделать откат системы.

Запустить откат можно из безопасного режима или в режиме восстановления.

6. Удаление антивируса

В некоторых случаях, средства удаления вредоносного ПО может стать причиной блокировки важного системного файла.

Пробуем удалить антивирусную программу. Для этого пробуем войти в безопасный режим. Для надежности, с сайта разработчика стоит скачать специализированную утилиту для удаления антивируса.

7. Удаление обновлений

Пробуем удалить последние исправления. Для этого открываем Панель управления (команда control или воспользоваться поиском Windows) - Программы - Программы и компоненты - Установленные обновления:

Сортируем обновления по дате установки и удаляем последние установленные:

* список обновлений разбит по категориям, что делает сортировку не логичной, таким образом, приходится прокрутить скрол.

8. Проблема с проводником Windows

Проводник — это основная программа в Windows, отвечающая за отображение окон. При сбоях в ее работе могут наблюдаться проблемы пустого отображения рабочего стола.

Запустить проводник можно через диспетчер задач. Подробнее в статье Пропал рабочий стол.

9. Проверка диска

Проверяем диск на наличие ошибок. Для этого выполняем команду:

chkdsk c:

* где c: — имя диска, на котором установлена система.

Если проверка покажет ошибки, выполняем проверку с исправлением ошибок:

chkdsk c: /f

Отвечаем на запрос проверки диска при запуске системы:

Невозможно выполнить команду CHKDSK, так как указанный том используется
другим процессом. Следует ли выполнить проверку этого тома при
следующей перезагрузке системы? [Y(да)/N(нет)] Y

... и перезапускаем компьютер.

Если проверка не показала ошибок, также стоит проверить состояние диска программой CrystalDiskInfo и просканировать его на наличие физических ошибок программой HD Tune. Если будут найдены ошибки поверхности дискового накопителя, необходимо его заменить на новый.

10. Антивирусная проверка

Проверяем компьютер на вирусы. Для этого можно воспользоваться одноразовыми утилитами, например, CureIt.

11. Отключение быстрого запуска или режима гибернации

Быстрый запуск позволяет сохранять состояние системы, что в свою очередь, позволяет ее загружать быстрее. В некоторых случаях, такой запуск системы может привести к проблемам различного характера. Решаются они отключением режима быстрого запуска.

Необходимые настройки делаем в командной строке. Сначала пробуем отключить режим гибернации:

powercfg -h off

... и перезагружаем компьютер. Если он загрузится нормально, можно попробовать снова включить гибернацию командой:

powercfg -h on

Если отключение гибернации не помогло решить проблему, пробуем отключить быстрый запуск. В Windows 8 и ранних версиях 10-ки это можно было сделать в настройках электропитания. В новых версиях только через реестр, поэтому разберем именно этот способ, как универсальный.

Запускаем командную строку и вводим команду:

reg add "HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\Power" /v HiberbootEnabled /t REG_DWORD /d 0 /f

* данной командой мы задали значение 0 параметру HiberbootEnabled в ветке HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\Power.

Пробуем перезагрузиться.

12. Автозапуск приложений

Проблема может возникать при попытке запуска программы, которая работает не корректно или не совместима с версией Windows. Пробуем отключить все из автозапуска. Если проблема решится, включаем по одной программе обратно, чтобы найти ту, которая приводит к проблеме. Подробнее про отключение программ из автозагрузки Windows.

13. Уменьшение разрешения экрана

Заходим в безопасный режим и меняем разрешение экрана, например, на 1024 х 768.

Запустите компьютер в обычном режиме — при корректной загрузке, возвращаем прежнее разрешение. При этом, если проблема не решиться и снова мы увидим черный экран, необходимо убедиться в работоспособности блока питания (если не хватит мощности, то видеокарта не сможет работать на оптимальных настройках) или самой видеокарты.

14. Проверка оперативной памяти

Проверяем, нет ли у нам проблем с оперативной памятью:

  • Пробуем переставить планки в разные слоты на материнской плате.
  • Если модулей несколько, пробуем извлечь по очереди по одному и проверить работу компьютера.
  • Делаем тест оперативной памяти, например, с помощью программу memtest86.

15. Замена видеокарты

Если предыдущие варианты не помогли или помогает на время смена разрешения, проблема может быть в видеокарте.

Можно попробовать переключиться на встроенную (при условии, что ранее использовался дискретный адаптер) или заменить видеокарту на другую.

16. Переустановка Windows

Если предыдущие варианты не помогли решить проблему, переустанавливаем систему.

Если на диске есть ценная информация, можно загрузиться с диска Windows LiveCD и скопировать данные на внешний носитель. После переустановить Windows.

В чем была проблема?

Если вам удалось решить проблему, поделитесь своим опытом для других. Что помогло:

16.1%
23.4%
12.2%
5.7%
5.7%
4.2%
3.6%
2.3%
2.1%
1.6%
1.3%
1.3%
0.8%
0.3%
3.6%
14.5%
1.3%

# Windows
Дмитрий Моск — частный мастер
Помогла ли вам эта статья?

Да            Нет